Центр охраны окружающей среды МЖД активизирует работу по минимизации воздействия на окружающую среду структурных подразделений ОАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность в границах столичной магистрали.
Так, в 2015 году его сотрудниками была проведена 801 проверка, разработано собственными силами 18 томов нормативной экологической документации, продлены в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 120 разрешений и лимитов на загрязнение окружающей среды, сделаны почти 56 тыс. химических анализов и осуществлено свыше 360 замеров уровня шума. В результате сэкономлено около 37 млн руб. за счёт непривлечения к этим работам сторонних организаций.
Отмечу, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от всех видов источников по полигону Московской железной дороги уменьшились в 2015 году на 3250,3 т и составили 17168 т. При этом выбросы от стационарных источников достигли 2713,2 т (снижение на 335,1 т), а от передвижных – 14454,8 т (снижение на 2915,2 т).
В настоящее время на полигоне столичной магистрали эксплуатируются 146 котельных, из них 93 – газовые, 32 – угольные и 21 – мазутные. Естественно, что наибольший вклад в загрязнение воздуха вносят котельные, работающие на угле и мазутном топливе (75%). Поэтому предпринимаются меры по их модернизации. В частности, сокращение выбросов от стационарных источников в этот период было достигнуто за счёт перевода ряда котельных на более экологически чистый вид топлива или электрообогрев, их передачу в муниципальную собственность, а также консервацию источников выбросов загрязняющих веществ.
Основным передвижным генератором вредных выбросов, как известно, являются маневровые и магистральные тепловозы. Поэтому в данном случае уменьшение загрязнения воздуха было достигнуто главным образом за счёт усовершенствования тягового подвижного состава, проведения природоохранных мероприятий Московской дирекцией тяги, а также снижения объёма грузоперевозок.
Теперь несколько слов о воде, потребляемой железнодорожными предприятиями. Ведь, как поётся в одной очень известной песне, «без неё и ни туды, и ни сюды».
В 2015 году структурными подразделениями ОАО «РЖД», расположенными в границах железной дороги, использовано 12,8 млн куб. м воды, в том числе на производственные нужды – 4,8 тыс. куб. м. При этом сброс сточных вод во все типы приёмников по полигону столичной магистрали составил 8,4 млн куб. м, в том числе 7,311 млн куб. м (или 87%) в коммунальные системы водоотведения, 1,01 млн куб. м (или 12%) в поверхностные водные объекты (реки, пруды, озёра).
Что касается отходов производства и потребления, то в 2015 году их объём составил 99,673 тыс. т, что на 9,8 тыс. т меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Доходная же составляющая от их вовлечения во вторичный оборот достигла 370 млн руб.
Не могу не сказать и о том, что проведение в 2015 году акций по минимизации негативного воздействия на окружающую среду позволило сократить потребление электроэнергии на 425,079 тыс. кВт, топливно-энергетических ресурсов – на 175,064 т. А экономический эффект благодаря этому превысил пять млн руб. Сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при этом достигло 20,57 т.
Стоит рассказать о том, что уже делается или будет сделано на полигоне столичной магистрали уже в нынешнем году. Так, в рамках проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» на Бекасовском узле завершено строительство трёх модульных газовых котельных. Экологический эффект, выраженный в сокращении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, составит 230,4 т в год. Ежегодная же экономическая выгода будет равняться 81,1 тыс. руб.
Далее, в рамках инвестиционного проекта «Обновление локомотивного хозяйства» на 2016 год запланировано выделение финансовых средств в размере 58 млн руб. на установку водоочистного оборудования безреагентной доочистки сточных вод с модернизацией существующего оборудования очистных сооружений эксплуатационного локомотивного депо Брянск. Экологический эффект от сокращения недостаточно очищенных сбросов составит 167,9 тыс. куб. м в год, а ежегодная экономия средств – 2,1 млн руб.
Одновременно перед нами стоят задачи по разработке нормативной экологической документации, снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов сточных вод в поверхностные водные объекты, увеличению вторичного оборота отходов, наконец, продвижению проекта очистки железнодорожного узла Бекасово-Сортировочное от нефтепродуктов.
Источник: gudok.ru